СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 5 1.4. Возрастные особенности обучающихся 7 1.5. Планируемые результаты реализации дополнительной 9 программы Содержательный раздел 12 2.1. Содержание программы 12 2.2. Тематическое планирование 13 2.3. Календарный учебный график 14 Организационный раздел 15 2. 3. 3.1. Организационно-педагогические условия программы 15 3.2. Материально-техническое обеспечение 4. реализации Список литературы 15 16 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: • Конвенция о правах ребенка ООН; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О контроле и надзоре за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26); • СанПин 2.4.23648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); • Устав МБДОУ - детский сад №521. • Образовательная программа МБДОУ – детский сад №521. Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» разработана для подготовки детей 6-7 лет к школе в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» курс «От слова к букве» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) Н.С..Жуковой (М.: Просвещение, 2012). Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. 3 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 6 лет (подготовительная группа) до 7 лет. Форма обучения – очная. Язык обучения – русский. Объем реализации программы Продолжительность обучения – 1 год. Объем учебной нагрузки по ДОП «Развивайка» - 72 часа в год, всего по программе предусмотрено 72 учебных часов. Цель и задачи Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Задачи программы: Обучающие: Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности; Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли; Развитие мотивации к учебной деятельности. Развивающие: Прививать ответственное отношение к учебе; Активизировать творческий потенциал; Развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе; Развивать память, мышление, воображение. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; Формировать культуру общения друг с другом. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти. 1.2. 4 Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение. Актуальность разработки данной программы: - необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; - формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); - разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению); - возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Принципы и подходы по формированию программы Программа базируется на следующих принципах 1. непрерывности развития ребенка; 2. общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; 3. развития творческих способностей у детей; 4. развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; 5. развития и укрепления здоровья личности; 6. развития духовно-нравственных убеждений личности; 7. развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. 1.3. Общая характеристика предмета. Дополнительная программа «Развивайка» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посред5 ством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание ориентировано на решение следующих задач: - создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе; - практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; - формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей. Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются: - расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; - формирование грамматического строя речи ребенка; - совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); - создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Развитие речи осуществляется, в значительной степени, на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса. «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др. Возрастные особенности обучающихся Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и разви1.4. 6 тию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово. Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения. Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи - без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен. Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загад7 ки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.). В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят: развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.); чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок; беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства - эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии); разучивание наизусть и выразительное чтение. При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности. Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов. При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек, цветных карандашей. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные за8 труднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др. Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др. 1.5. Планируемые результаты реализации программы В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: – достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объ9 яснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы. Промежуточные планируемые результаты 6-7 лет: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: - способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы); - свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: - использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; - использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; - правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов; - самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; - называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Практическое овладение воспитанниками нормами речи: - дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками; - пользуется естественной интонацией разговорной речи; - соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения. Развитие литературной речи: - способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности; - самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: - называет любимые сказки и рассказы; - называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4); - эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; - может импровизировать на основе литературных произведений. 10 - способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст; - способен воспринимать текст в единстве содержания и формы; - способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности; - знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.). Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: -воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи; - способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); - способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; - способен проводить звуковой анализ слов; - понимает смыслоразличительную роль фонемы. 11 2. Содержательный раздел Содержание программы Речевое общение. Роль развитого речевого слуха (способности отчѐтливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться — основа взаимодействия и взаимопонимания людей. Речь устная, диалогическая и монологическая (без терминов), общее представление об их особенностях. Дальнейшее развитие устных видов речевой деятельности — слушания (понимания смысла произведений, вопросов и сообщений педагога, ответов детей, воспринимаемых на слух), говорения (ответы на вопросы, высказывания на темы, составление рассказов по сюжетным рисункам, предметным картинкам, иллюстрациям). Наблюдение над произносительными особенностями слов (выделение ударного слога, отчѐтливое произнесение каждого звука) и интонации конца предложения. Громкость, тон, темп устной речи. Уместное использование при устном общении несловесных помощников речи: жестов, мимики, поз, улыбки и пр. Упражнение в овладении элементарными правилами речевого этикета: приветствия, прощания, извинения, просьбы. Рассказы, истории на основе увиденного, услышанного, прочитанного, о проведении различных мероприятий и др. Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово — средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чѐм, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний -текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор- схем для анализа и восстановления предложений и небольших по объѐмутекстов. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения (искажения) значения слова от изменения состава или порядка звуков (даже одного). Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове). Использование графических опор-схем для слогового анализа слов типа мама, роза, аист и т. п. Упражнение в составлении слов из слогов, в. дополнении слогов до слова, подбор слов с разным количеством слогов, с ударением на разных слогах. Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твѐрдых, мягких, звонких и глухих) звуков. Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого-звуковой ана2.1. 12 лиз слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности) с опорой на слого-звуковые схемы. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова; порядковый номер слога) контрольного звука, безударных гласных; в самостоятельном подборе слов с заданным звуком. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах. Тематическое планирование 2.2. № Тема занятия ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД 1 Развитие связной речи. Рассказ по картинке. 2 Понятие предложения. Схема предложения. 3 Составление предложений по схеме. 4 Слог. Деление слов на слоги. 5 Ударение. Ударный и безударный слоги. БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД 6 Понятие буквы и звука. 7 Гласные и согласные звуки. 8 Буква и звук а. Чтение слогов и слов. 9 Буква и звук о. Чтение слогов и слов. 10 Буква и звук у. Чтение слогов и слов. 11 Буква и звук и. Чтение слогов и слов. 12 Буква и звук э. Чтение слогов и слов. 13 Буква и звук ы. Чтение слогов и слов. 14 Буква я. Чтение слогов и слов. 15 Буква е. Чтение слогов и слов. 16 Буква ё. Чтение слогов и слов. 17 Буква ю. Чтение слогов и слов. 18 Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н, 13 Дата н*. Чтение слогов и слов. 19 Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов. 20 Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов. 21 Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов. 22 Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*. Чтение слогов и слов. 23 Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов. 24 Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов. 25 Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов. 26 Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов. 27 Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов. 28 Буква в, звуки в, в*. Чтение слогов и слов. 29 Буква ф, звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов. 30 Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов. 31 Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов. 32 Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов. 33 Буквы ч и щ, звуки ч и щ. Чтение слогов и слов. 34 Буква ц, звук ц. Чтение слогов и слов. 35 Резервное занятие. 2.3. Календарный учебный график Структурный элемент (период) Начало Окончание Количество недель Учебный год 1 сентября 31 мая 36 Длительность условного часа образовательной деятельности по ДОП Количество условных часов в неделю/месяц Общее астрономическое время в неделю 14 Подготовительная группа, 6-7 лет 30 минут 2/8 60 минут 3. Организационный раздел 3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственноэстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы предлагаем следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки. 3.2. Материально-технического обеспечения образовательного процесса • Н.С. Жукова букварь /пособие по обучению дошкольников правильному чтению/ • Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2009. • Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2011. • Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009 15 4. Список литературы: 1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 2. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. 3. «Первое сентября» - метод.газета для учителей начальной школы.Изд.дом «»Первое сентября»,-№6,2011г 4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .Волгоград: Учитель,2006 16