СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи 4 1.3. Принципы и подходы 5 1.4. Характеристики особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 7 1.5. Планируемые программы результаты реализации дополнительной 8 1.6. Педагогический мониторинг (диагностика) 9 2. Содержательный раздел 10 2.1. Учебный план образовательной деятельности 10 2.2. Календарный учебный график 10 2.2. Календарно-тематическое планирование 11 3. Организационный раздел 22 3.1. Организационно-педагогические программы условия реализации 22 3.2. Материально-техническое обеспечение 25 3.3. Список литературы 25 Приложения 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, «встряхивают», и обогащают. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной! «Стремление в чём-то преуспеть, быть компетентным и независимым, понять мир и действовать искусно - фундаментально для каждого человека»утверждает профессор психологии М. Даналдсон. В данной программе помимо традиционных техник большое внимание уделяется нетрадиционным художественным техникам, что повышает интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техники называются нетрадиционными, если они уже вошли в практику работы многих детских учреждений?» Во-первых, эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными. Во-вторых, педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в педагогике искусства свою историю, хотя известны много лет. В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши - восковые, маслянные; краски- витражные, перламутровые, акриловые… Очень интересно рисовать на песке, бересте, природном камне угольком, птичьим пёрышком, шишкой, верёвочкой. 3 В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая игра. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. На основании действующих программ, в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Волшебные пальчики». При разработке ДОП использованы следующие нормативные документы: Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26); СанПин 2.4.23648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 3 лет (младшая группа) до 7 лет (подготовительная к школе группа). 4 Форма обучения – очная. Язык обучения – русский. Объем реализации программы Продолжительность обучения – 4 года. Объем учебной нагрузки по ДОП «Изостудия» - 72 часа в год, всего по программе предусмотрено 288 учебных часов. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель программы: развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликаци, обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Задачи программы: Воспитательные: - Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца; - Воспитывать культуру поведения. Развивающие: - Развивать мелкую моторику; - Развивать творческую активность; - Развивать художественный вкус; - Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Обучающие: - Обучить элементарным навыкам и умениям изобразительной деятельности: правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; - Пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.); - Знать и использовать в работе основы цветоведения; - Рисовать предмет с натуры и по представлению; - Изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги. - Познакомить с основными жанрами изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт). 1.3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ Основные принципы Программы: 1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится 5 субъектом образования. 2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 4. Сотрудничество ДОУ с семьей. 5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 8. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения: - наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений. - доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному. - систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения. - индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка. - увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе. - сознательность – понимание выполняемых действий, активность. Программа предполагает: - Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку; - Интеграцию разных видов искусства ( изобразительного и декоративноприкладного) и детской художественной деятельности; - Обогащение сенсорно-чувственного опыта ребенка; - Проявления естественной радости в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости; - Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым; - Использование проблемных,игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей. Занятия в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий: Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей. Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг). Дети познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций. 6 Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта. Форма организации занятий носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу,бережно относятся к результатам деятельности, материалам. Ребята с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам. 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Возраст Дети должны знать 3-4 - материалы, которыми года можно рисовать (цветные карандаши, кисти, краски, фломастеры...), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка...; - цвета и некоторые оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый). ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Дети должны уметь - правильно работать карандашом, фломастером, кистью; - владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой; - ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; - изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты; - владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики); - создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы; - творить в сотворчестве с воспитателем и детьми. 4-5 лет - новые цвета и их оттенки (розовый, светло-зелёный); - свойства акварели и её отличия от гуашевых красок; - изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования; - владеть приёмами нетрадиционных техник: “батик”, резерв из свечи в 7 - характерные и сочетании с акварелью, оттиск отличительные признаки различными печатками и мятой бумагой, предметов быта и животных. предметная монотипия, акварель по сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью; - использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; - комбинировать разные способы изображения и изоматериалы; - передавать строение предметов, соотнося их части по величине; - создавать несложные сюжетные композиции; - создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме; - творить в команде детей. 5-7 лет - виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика); - теплые и холодные оттенки спектра; - особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий. - различать виды изоискусства; - владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика); - смешивать краски для получения новых оттенков; - передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий; - сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы; - рисовать самостоятельно; - создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем. 8 1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ В результате освоения данной программы планируются, что: ребёнок должен уметь различать и называть способы нетрадиционного рисования; самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.); самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее варианты с элементами перспективы; проявлять фантазию и творческое мышление; различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного изобразительного искусства; выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок; давать мотивированную оценку результатам своей деятельности. 1.6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ДИАГНОСТИКА) К концу года умения детей во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса или О.М.Дьяченко «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, аппликаций, поделок является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное. 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень основных видов деятельности обучающихся в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Изостудия» и объёма учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня после дневного сна. В летний период занятия не проводятся. № № Практические занятия Содержание тематического блока 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 1 Основы цветоведения, основы колористики 8 8 6 6 2 Нетрадиционное рисование 8 8 8 8 3 8 8 8 8 4 4 4 4 5 Оригинальные способы рисования: Волшебные картинки Работа с прирродным и бросовым материалом: Сказки Лесовичка Лоскутная техника: Бабушкин сундучок 6 6 6 6 6 Техника квиллинг; Бумажные выкрутасы 4 4 4 4 7 Техника мозаичного изображения: Мозаика 6 6 8 8 8 Лепка из соленог теста: Тили-тили-тесто 6 6 6 6 9 Пластилинография: Пластилиновая сказка 4 4 4 4 1 Смешанные техники: Разноцветные фантазии 8 8 8 8 Рисование по воображению: Академическое рисование Техника ниткография: Волшебная нить 8 8 6 6 2 2 4 4 72 72 72 72 4 10 11 12 Итого: 2.2. Календарный учебный график Структурный элемент (период) Начало Окончание 10 Количество недель Учебный год 1 сентября Длительность условного часа образовательной деятельности по ДОП Количество условных часов в неделю Общее астрономическое время в неделю 31 мая 36 Младшая группа, 3-4 года 15 минут Средняя группа, 4-5 лет 20 минут Старшая группа, 5-6 лет 25 минут Подготовительн ая группа, 6-7 лет 30 минут 2 2 2 2 30 минут 40 минут 50 минут 60 минут 2.3. Календарно-тематическое планирование Тематический план занятий с детьми 3-4 лет Тема Задачи Сентябрь Мой любимый Знакомство с нетрадиционной техникой рисования дождик пальчиком. Показ приёма получения точек и коротких линий (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). Нарядный мухоморчик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. Осенние листочки Знакомство с техникой на набрызга Октябрь Осеннее деревце Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. Листопад Рисование мятой бумагой и изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Познакомить с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Опятадружные ребята (рисование грибочков) Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов). Лесные жители Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью 11 (раскрашивание силуэта ежика). Ноябрь Пушистые котята играют на ковре Знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Вишнёвый компот Знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. «Шарики Рисование с помощью губки. воздушные, ветерку послушные...» Мои рукавички Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Декабрь Елочная фантазия Познакомить с техникой «пуантелизма». Показать варианты раскрашивания. «Маленькой Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в ёлочке холодно нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в зимой...» воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). Пушистое платье для ёлочки Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Волшебные узоры Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». Январь Снеговичок ( 2 занятия) 1. Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). 2. Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). Зимние узоры Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. 12 Снежок порхает, кружится Упражнять детей в технике рисования ватными палочками: изображение снежка в воздухе. Развивать чувство ритма, самостоятельность. Февраль Зимний денёк Знакомство детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться ее скатывать. Создание несложной сюжетной композиции. Волшебные снежинки Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. Петушокзолотой гребешок Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). Украсим чашку Закреплять умение украшать предметы печаткой. для папы Март Красивые бусы для мамы Упражнять в технике печатания различными печатками. Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. Разноцветные рыбки Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). Колобокрумяный бок (коллективная работа) Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка). Звонкая капель Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. Апрель «Смотрит солнышко в окошко» Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. Космос Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). Клоуны в цирке 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, 13 (планируется 2 занятия) располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек). Развивать чувство ритма. 2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Май Цветочек радуется солнышку Упражнять в технике печатания (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка) Салют на нашей улице (коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Гусеничка в травке Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Одуванчики в травке Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков). Развивать эстетическое восприятие. Тематический план занятий с детьми 4-5 лет Тема Задачи Сентябрь Бабочки порхают над цветами (коллективная работа) Знакомство с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого). Совершенствование пальчиковой техники рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором). Закрепления навыков аппликации (наклеивание бабочек на панно в виде цветочной поляны). Яблоки поспели! Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой). Волшебный лес, Познакомить с нетрадиционным изобразительным осенний лес! средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы. 14 Осенний коврик Занятие-эксперимент: знакомство детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» (оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией. Октябрь Витрина магазина ваз (коллективная работа) Знакомство детей с восковыми мелками и их свойствами. Украшение силуэтов ваз несложным узором. Наклеивание готовых ваз на лист ватмана, оформленный в виде витрины. Деревенский дворик (дом) Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы). Деревенский дворик (пейзаж) Продолжать формировать представление об особенностях сельского пейзажа. Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков). Поможем овечке Учить передавать в рисунке характерные особенности согреться строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки тычкованием полусухой жёсткой кистью. Ноябрь «Грустная картина — дождик без конца» (подготовка фона) Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски. «Грустная картина — дождик без конца» (рисование пейзажа) Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги. Колючий ёжик Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа), кистью дорисовывать недостающие детали. Открытка для Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования 15 милой мамы (ко ею. Рисование акварелью цветка на овале. Развитие Дню матери) цветовосприятия, аккуратности. Декабрь Забавный снеговик Передача выразительного образа снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью. Развитие цветовосприятия, творческой фантазии; развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. Ёлочки зелёные Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, встали в передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. хоровод Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью). «Ёлка наряжается — праздник приближается!» (коллективная работа, планируется 2 занятия) 1. Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами). 2. Упражнять в технике бумагопластики (бусы), наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету. Январь Красивая шубка Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. для Снегурочки Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки). Зимний лес (планируется 2 занятия) 1. Вызвать эмоциональный отклик на произведения живописи, поэзии, передающие красоту зимней природы. Свободный выбор бумаги различных тонов. Выбор приёмов и средств для изображения снежного покрова на земле (рисование веерной кистью, тампонирование губкой, оттиск смятой бумагой). 2. Печатание поролоном по трафарету группы деревьев (лес); выбор или сочетание способов рисования падающих снежинок (концом кисти, ватными палочками). «Оживление» снежных сугробов блёстками. «Кружатся снежинки в воздухе морозном...» Знакомство с техникой резерва из свечи в сочетании с акварелью. Рисование в данной технике снежинок в воздухе, предварительно сделав набросок простым карандашом. Февраль Пушистый зайка Воспитывать интерес к познанию природы и отражению 16 полученных представлений в изодеятельности. Передача в рисунке характерных особенностей животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием полусухой жёсткой кистью. Сарафанчик для Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам матрёшки дымковской росписи (круги, точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники: оттиск пробкой, рисование ватными палочками. Летят самолёты Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе). В цирке Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения: дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ клоуна или слона-жонглёра). Украшение мячей узорами при помощи различных рельефных печаток. Март Выглянуло солнышко /2 занятия/ Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по-сырому (прозрачная небесная лазурь). Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе). Смелый подснежник Знакомство с техникой резерва из восковых мелков в сочетании с акварелью («батик»); закрепление навыков рисования в технике резерва из свечи. Развивать положительные эмоции. Вербочка пушистая Рисование с натуры веточки вербы с бархатными почками, передача её выразительного образа путём комбинирования различных изоматериалов: фломастеров, школьных мелков, угольных палочек. Апрель Я ракету нарисую Продолжать знакомство с техникой «батик». Развивать чувство цветосочетания. Плывет кораблик Учить изображать кистью кораблик (форма, цвет), украшать его. Рисование ручейка в виде волнистой линии, передача ряби на воде губкой. Радуга-дуга (планируется 2 занятия) 1. Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра. 17 2. Дополнение рисунка деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге. Май Открытка ко Дню Победы Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким. Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками. Яблонька белая 1. Передача строения дерева путём выбора и (планируется 2 комбинирования разных изоматериалов и способов занятия) рисования (карандаш, сангина; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой). 2. Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики). Сказочные Закреплять навык рисования восковыми мелками и цветы для пчелы акварелью. Побуждать использовать цвет и необычную Майи форму цветов как средства выразительности. Тематический план занятий с детьми 5-7 лет Тема Задачи Сентябрь Чудесные бабочки Упражнять в рисовании по-сырому (предметная монотипия). Использование пятна, цвета, горизонтальной симметрии как средств выразительности образа бабочки. Цветочная полянка Закрепление приёмов рельефной (полуобъёмной) лепки; знакомство с техникой пластилинографии, показать некоторые способы её выполнения (налеп, растяжка). Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне. В садах поспели Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, яблоки закреплять умение наносить один слой краски на другой. Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью. Золотая рыбка Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики). 18 Октябрь Золотая осень (2 Познакомить с техникой печатания засушенными листьями занятия) - «эстамп». Создание в данной технике картины осеннего пейзажа. Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно. Гирлянда из Развивать технические навыки смешивания красок на осенних листьев палитре. Формировать творческие способности, чувство (коллективная цветосочетания. работа) «Чудо – дерево» Знакомство с жанром живописи. Учить рисовать овощи, фрукты гуашью. Ноябрь Стройная сосна Передача в рисунке красоты и особенностей внешнего вида /2 занятия/ хвойного дерева (высокий ствол, крона в верхней его части). Тампонирование хвои губкой. Выпал первый снег (рисование лесного пейзажа) Вызвать у детей радостные переживания от встречи с первым снегом, скорым приближением зимы. Закреплять умение рисовать акварелью деревья, кусты, композиционно располагая их на листе бумаги. Выпал первый Натирание бумаги свечой, изображение падающего снега в снег технике набрызга. (рисование Развитие аккуратности. снега в воздухе) Декабрь Зима пришла Развивать интерес к различным техникам рисования. Использование белого цвета и темного фона как средств выразительности образа заснеженного леса. Дорисовка дополнительных деталей кистью. Снежинкабалеринка Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, продолжать знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. Нарядим ёлку шариками , /2 занятия/ Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой рисования на фольге («гравюра», или «чеканка»). Сочетание рисования с аппликацией: украшение узором силуэтов ёлочных шариков и наклеивание их на изображение ели, выполненное на предыдущем занятии. Январь В гостях у Снегурочки Использование белого цвета как выразительного средства передачи сказочной «снежной» атмосферы и колорита 19 (рисование белой гуашью снежных домиков в царстве Снегурочки и их хозяев). Развитие творческой фантазии и воображения. Морозные узоры Закреплять умение рисовать свечой и акварелью, использовать простой карандаш для выполнения предварительного наброска. Развивать творческую инициативу. Снегири прилетели (2 занятия) Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего вида снегирей; вызвать эмоциональный отклик на произведения поэзии, описывающие зимних красавцев. Рисование снегирей на ветках в технике «батик». Февраль Еловые шишки на ветке Передача в рисунке строения ветки ели с шишками, прорисовка контуров простым карандашом. Закрепление навыка раскрашивания изображения тычкованием полусухой жёсткой кистью. Берёзки, опушённые инеем (ознакомительно е; рисование фона) Рисование неба и снега не только голубым и белым цветом, но и оттенками (розоватым, желтоватым...), смешивая краски на палитре и создавая полутона. Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с наблюдениями за опушёнными инеем деревьями. Берёзки, опушенные инеем (рисование берёзки в инее) Обратить внимание на способы передачи характерных особенностей внешнего вида берёзы (серо-белый ствол, ниспадающие тонкие ветви). Рисование инея на веточках жёсткой кистью точечным приемом. Весёлый снеговик Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков. Формировать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук. Март Красивые цветы в подарок маме (планируется 2 занятия) 1. Выполнение композиции различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию. Закрепление техники тампонирования губкой по трафарету (цветы). 2. Доведение работы до логического завершения: вырезывание симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (ваза), украшение её узором при помощи цветных 20 карандашей. Волшебный карандаш (планируется 2 занятия) Познакомить с техникой рисования штрихом. Учить передавать выразительный образ весеннего явления (звонкая капель) зигзагообразной штриховкой. Закреплять навыки рисования карандашом, развивать умение регулировать силу нажима. Апрель Букет цветов в вазе (планируется 2 занятия) 1. Изображение цветочного букета в технике предметной монотипии. Развитие навыков рисования гуашью, акварелью; «оживление» цветов фломастерами. 2. Использование шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету. Раскрашивание и роспись силуэта вазы пастелью. Лети, ракета, к звёздам! Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе); рисование ракеты кистью. Подводный мир Совершенствовать умение детей рисовать в технике «батик». Изображение различных водорослей, медуз, рыб разной величины. Создание созвучного тона восковому рисунку с помощью акварели. Май После дождя Создание пейзажа в технике «батик» (радуга в небе, молодая травка, цветы, порхающие бабочки...). Развитие творческой фантазии, воображения. Праздничный салют Победы Знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности. «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...» Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник : набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью или пастелью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.). Сказочные цветы Создание выразительного образа фантастического сказочного цветка в мозаичной технике рисования на темном картоне. 21 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Словесные методы и приемы: • Беседа. Цель - вызвать интерес, оживить в памяти ранее воспринятый образ, выявить знания ребенка, объяснить, что и как он будет делать. Беседа краткая и эмоциональная. В беседе используются вопросы наводящие, уточняющие, обобщающие. • Художественное слово: сказка-история, рассказанная от лица персонажа или взрослого, стихотворение, загадка, песня, пословицы, поговорки. • Словесная инструкция (монологовая и диалоговая форма) сопровождает наглядный показ способов и приемов деятельности. Ребенок может повторить этапы работы, рассказанные взрослым, это позволяет тренировать память, внимание, формирует умение четко планировать этапы своей деятельности. • Советы взрослого, используемые в ходе работы, не превращаются в давление, лишь носят характер наметки, подсказки ребенку. • Поощрение - мощное средство мотивации на любом этапе деятельности, которое лучше воспринимается детьми, если звучит из уст игрового персонажа, сразу дается совет, как следует исправить ситуацию, оказывается действенная помощь. Наглядные методы и приемы: • Дидактические схемы и таблицы, на которых могут быть представлены планы, схемы, модели деятельности. Схемы очень полезны в работе с детьми, так как развивают умения декодировать информацию. Эти умения связаны с развитием логики, абстрактного мышления и умения планировать, проектировать свою деятельность. Схемы широко применяются в уголке для самостоятельной работы ребенка. • Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций объектов, которые невозможно в данный момент увидеть в реальной жизни. Это позволяет уточнить характерные особенности объекта или сюжета. 22 • Подробный показ взрослым всех этапов изготовления поделки или создания рисунка. • Показ взрослым отдельных этапов выполнения работы в сочетании с речевой инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов. • Наблюдения, экскурсии сочетаются с использованием художественного слова, показом иллюстраций. • Использование образца помогает ребенку увидеть результат. Образец должен быть приближенным к жизни и выполнен в том же материале, что и работа детей. Образец выставляется в начале занятия и остается до его окончания. • Рассматривание и обследование образца проводится непосредственно перед занятием. Практические методы: • Игровые приемы (появление персонажей, просьба о помощи от их имени, развитие игрового сюжета, анализ детских работ от имени персонажа) широко используются с целью создания игровой мотивации, уточнения задания, поощрений и формирования умения давать оценку готовым работам. • Пальчиковая гимнастика (упражнения, игры с пальчиками) может быть направлена на развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук, на выработку их координации и взаимодействия, на развитие гибкости суставов, а в иных случаях на снятие напряжения и мышечной релаксации. Художественный текст, сопровождающий движения пальцев, соответствует сюжету занятия. Пальчиковая гимнастика может использоваться во всех частях занятия и вне занятий, содержание ее зависит от конкретных целей. • Упражнения помогают овладеть разнообразными способами и приемами деятельности. • Мотивация - побуждение к деятельности. Формы организации детей: Коллективная. Индивидуальная. Парами. Подгрупповая. 23 Структура занятий: - Мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочноигровая форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии. - Пальчиковая гимнастика. Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов.Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты. - Художественно-изобразительная деятельность. Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное. - Презентация работ. 24 Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач.Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. 3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: -Кабинета со столами и стульями; - Наборов разнофактурной бумаги, ткани. - Дополнительного материала ( природного, бытового, бросового). - Художественно-изобразительного материала. - Инструментов для художественного творчества. 3.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мусиенко С.И «Оригами в детском саду».- М., 2010 2. Беженова О.Л. «Волшебное рукоделие».- М.,2008 3. Пацци Л. «Фантазии из солёного теста».- М.,2008 4. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки».-М.,2007 5. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития дет. изобразит. творчества».М.,2006 6. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2005. 7. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с., переиздание дораб. и доп. 25 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Педагогическая диагностика по изодеятельности Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (старшая группа (5-6 лет)) Общие показатели развития детского творчества Самостоятельное создание образов Развернутость сюжетов в изображении Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. Владение разными художественными техниками Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении Сюжетность в изображении Коллективная деятельность Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративноприкладной деятельности Стремление осваивать новые художественные техники Освоение новых изобразительных средств Инициативность Итого: Ф. О. ребенка Оценка показателя художественно-творческого развития, где 3 - высокий уровень 2 – средний уровень 27 1 – низкий уровень Педагогическая диагностика по изодеятельности Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста подготовительная к школе группа (6-7 лет) _________________ Общие показатели Ф. О. ребенка развития детского творчества Самостоятельное создание оригинальных образов Развернутость сюжетов в изображении Личное отношение к эстетическим объектам и явлениям Владение разными художественными техниками Передача личных впечатлений и отношения в изображении Сюжетность в изображении Коллективная деятельность Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности Реализация творческих замыслов Свободное использование новых изобразительных средств и техник Инициативность Планирование работы Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству Итого: Оценка показателя художественно-творческого развития, где 3 - высокий уровень 2 – средний уровень 1 – низкий уровень 28 29