СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи 5 1.3. Принципы и подходы 6 1.4. Характеристики особенностей художественно-эстетического 7 развития детей дошкольного возраста 1.5. Планируемые результаты реализации дополнительной программы 10 1.6. Педагогический мониторинг (диагностика) 13 2. Содержательный раздел 15 2.1. Учебный план образовательной деятельности 15 2.2. Календарный учебный график 16 3. Организационный раздел 17 3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы 17 3.2. Материально-техническое обеспечение 21 3.3. Список литературы 21 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография» (далее ДОП) предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей дошкольного возраста в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет дошкольникам творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения. Сегодня «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны…» (из «Концепции модернизации Российского образования»). Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий по танцевальным программам и хореографией. ДОП предназначена для воспитанников дошкольных образовательных учреждений, не имеющих начальной хореографической подготовки. Актуальность ДОП «Хореография» характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое). Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования дошкольников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. 3 Новизна ДОП заключается в комплексном использовании трех методов: метода музыкального движения, метода хореокорреции и методики партерного экзерсиса. Выбор основных методов обучения основан на возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста. ДОП дает возможность раскрыть методику ознакомления дошкольников с основами хореографии, вводит в большой и удивительный мир хореографического искусства, посредством игры знакомит с танцевальным искусством, помогает дошкольникам влиться в громадный мир музыки и попытаться проявить себя посредством пластики, близкой детям дошкольного возраста. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению, формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. ДОП направлена на: приобщение детей дошкольного возраста к основам хореографического искусства; выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей; формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца; развитие художественной одаренности в области танцевальноисполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей. В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию. Педагогическая целесообразность ДОП определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к танцевальномузыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной ДОП по обучению хореографии. Кроме того, педагогическую целесообразность ДОП мы видим в формировании у воспитанника чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны При разработке ДОП использованы следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.304913 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26); СанПин 2.4.23648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 3 лет (2 младшая группа) до 7 лет (подготовительная к школе группа). Форма обучения – очная. Язык обучения – русский. Объем реализации программы Продолжительность обучения – 4 года. Объем учебной нагрузки по ДОП «Изостудия» - 72 часа в год, всего по программе предусмотрено 288 учебных часов. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Главная цель программы - развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства. Задачи: Обучающие: обучить основам партерной гимнастики; поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала; обучить простейшим элементам классического и народного танца; обучить элементам музыкальной грамоты; познакомить детей с историей возникновения и развития танца. Развивающие: способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения; формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка; формировать интерес к танцевальному искусству; развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений; развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить; развивать художественный вкус. Воспитательные: воспитать культуру поведения и общения; воспитать умение ребенка работать в коллективе; заложить основы становления эстетически развитой личности; воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности. 5 1.3. ПРИНЦИПЫ И ПРОГРАММЫ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ Основой для построения программы явились следующие педагогические принципы: принцип вариативности и свободы выбора: он необходим для самореализации личности; принцип эмоциональной насыщенности занятия искусством дают основы для создания среды богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на физическое и душевное здоровье обучающихся; принцип креативности предполагает развитие и индивидуализацию творческих способностей каждого ребенка; принцип индивидуализации: имеет значение для осуществления личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого развития личности обучающегося; принцип доступности, обеспечивающего переход от простого к сложному, от известного к неизвестному; принцип системности и последовательности – взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному». Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения: - наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений. - доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному. - систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества упражнений, усложнением способов их выполнения. - индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка. увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе. - сознательность – понимание выполняемых действий, активность. Программа предполагает: - Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку; - Интеграцию разных видов искусства ( изобразительного и декоративноприкладного) и детской художественной деятельности; - Обогащение сенсорно-чувственного опыта ребенка; - Проявления естественной радости в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости; - Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым; - Использование проблемных,игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей. Занятия в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий: Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей. Дети осваивают нетрадиционные способы изображения (граттаж, принт, пуантилизм, кракле, набрызг). Дети познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные материалы). У них воникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций. Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта. 6 Форма организации занятий носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу,бережно относятся к результатам деятельности, материалам. Ребята с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам. 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Пятый год жизни (средняя группа 4-5 лет) На пятом году жизни ребят учат различать, чувствовать и осознавать наиболее простые элементы музыкальной выразительности, воспринимая музыку целостно, ощущая ее настроение, общий характер. Обращается внимание на то, что, например, с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков. В хороводах, играх подчеркивается необходимость обдуманных действий в соответствии с особенностями выразительных музыкальных средств Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбу на бег, сильный энергичный шаг на тихую поступь и т п. Ведется постоянная работа по развитию ритмичности: четкой ходьбы в соответствии с метрической пульсацией, точного начала и окончания движений вместе с музыкой. Чтобы выразительно двигаться под музыку, надо чувствовать, воспринимать ее и владеть некоторым запасом движений — основных, гимнастических, плясовых, образных, уметь ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе. В этом детей систематически упражняют. Объем музыкально-ритмических навыков и умений, которые должны быть усвоены детьми 5 лет: двигаться в соответствии с характером музыки: динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий), двигаться в умеренном и быстром темпах; начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой; самостоятельно менять движение в соответствии с двухчастной фор мой; ходить под музыку спокойно, бодро; бегать легко; подпрыгивать с небольшим продвижением вперед; двигаться прямым галопом, выполнять движения с флажками, платочками (вверх, в сторону вправо, в сторону влево, вниз); легко пружинить ноги, слегка приседая; уметь из круга разойтись в разных направлениях и обратно; двигаться парами по кругу в плясках и хороводах; выполнять плясовые движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать в ладоши по коленям, вращать кистями рук, кружиться по одному, парами (шагом, мягким бегом); исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений; стараться выразительно передавать характерные черты музыкально-игровых образов. Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкальноритмических игр, упражнений, касаясь тема- тики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух- и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. У некоторых это получается во время бега. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят. В этом возрасте у 7 детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального произведения. Шестой год жизни (старшая группа 5-6 лет) Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом, двигаясь, передавать его настроение. Онилегко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы, особенно изложенную контрастно. Развивая чувство ритма, ребят учат подчеркивать сильную долю такта, применяя различные гимнастические движения (руки вверх, руки вниз и т. п.) в упражнениях с предметами (платочками, лентами, флажками, палками и т. п.). Особое значение имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения. Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танцевальных движений. Дети 5—6 лет должны иметь следующие музыкальные навыки: ритмично двигаться в соответствии с различным характером му- зыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать движениями темп (умеренный, быстрый или медленный), а также метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок (хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трехчастной формой, музыкальными фразами. Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать ритмично, быстро, высоко поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами и без них, пружинить на двух ногах, вставать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения парами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы различного характера. В танцевальных движениях поочередно выставлять вперед ноги на прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки (вперед-в стороны), двигаться парами, отходить назад (спиной) от стоящего в паре. Исполнять пляски, состоящие из этих элементов. В музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свобод-ных» плясках по-своему (творчески) использовать знакомые элементы, согласовывать движения с музыкой. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа. Седьмой год жизни (подготовительная к школе группа 6-7 лет) На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально- личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. 8 Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме педагог обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина). У старших дошкольников наблюдается незавершенность строения стопы. Необходимо предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Его причиной могут стать постоянное ношение обуви без каблучка, на жесткой, негнущейся подошве, большего, чем нужно, размера, а также излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Педагогу следует быть внимательным к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кистей рук, все еще слабы. Для их развития педагоги часто используют пальчиковую гимнастику. Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов. У детей этого возраста возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации танцевальных движений. Обучение музыкально-ритмическим движениям семилетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Программа обучения детей 6—7 лет строится на тех же основах, что и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование — формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии с характером музыкальных образов. Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов. 9 1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ: На подготовительной ступени (1 год обучения) дети должны знать: простейшие элементы партерной гимнастики; навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений; правила постановки корпуса; правила поведения на занятиях и на концерте. На подготовительной ступени (1 год обучения) дети должны уметь: передавать в движении музыкальный размер и ритмический рисунок, акцентировать шаг на первую долю; распознавать характер танцевальной музыки; творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом; правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка; чувствовать характер музыки; выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; строить отношения со сверстниками. 1. Коллективно-порядковые навыки и умения: принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно), сохранять правильные дистанции в колонке парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковому и музыкальному сигналам; наблюдать темп движений, обращая внимание на музыку; ходить вдоль стен с четкими поворотами в углах зала; строиться в колонну «по два»; перестраиваться из колонны парами в колонну «по одному»; строиться в круг из шеренги и из движения врассыпную. 2. Музыкально-ритмические навыки и умения: ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями; отмечать в движении сильную долю такта; реагировать сменой движений на смену характера музыки; самостоятельно ускорять и замедлять темп разнообразных движений; самостоятельно отмечать в движении метр, ритмический рисунок, акцент; реагировать на темповые и динамические изменения в музыке. 3. Навыки и умения выразительного движения: легко, естественно и непринужденно выполнять шаг польки, переменный шаг, высокий шаг, пружинящий шаг, боковой галоп, подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки, переменные притопы, прыжки с выбрасыванием ноги вперед и все плясовые движения; ритмично, легко и непринужденно действовать с мячами, скакалками и другими предметами под музыку; ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки; 10 самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами; выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении; выразительно передавать игровые образы в инсценировании песен; самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу; придумывать варианты к играм и пляскам; самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа; выполнять элементы классического и народно-сценического урока; выполнять элементы русской пляски; русские народные танцы: «Кадриль», «Яблочко», «Парная полька»; исполнять хореографические композиции: «Петрушки», «Зимушка-зима»; «Фигурный вальс». приветствовать учителя и друг друга («Поклон – приветствие»), приглашать на танец («Поклон – приглашение»). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ: На начальной ступени (2 год обучения) дети должны знать: простейшие элементы классического и народного танца; элементы партерной гимнастики; правила поведения в обществе. На начальной ступени (2 год обучения) дети должны уметь: музыкально, выразительно и осмысленно исполнять танцевальные движения; фантазировать и находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки; творчески мыслить на занятиях; самостоятельно ускорять и замедлять темп движений; отличать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок; выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; распознавать характер танцевальной музыки; исполнять простейшую танцевальную композицию на изученных танцевальных движениях; исполнять упражнения в более быстром темпе; работать в коллективе. В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных танцах. 1. Коллективно-порядковые навыки и умения: маршировать в соответствии с метрической пульсацией; чередовать ходьбу с приседанием, со сгибами коленей, на носках, широким или мелким шагом, на пятках, держа ровно спину; рассчитаться на 1, 2, 3 для последующего построения в 3 колонны, шеренги; соблюдать правильные дистанции в колонне «по 3» и в концентрических кругах; 11 перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой – на шаг назад; перестроение из общего круга в кружочки по 2, 3. 4 человека и обратно в общий круг; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движения, руководствуясь музыкой; выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих группах. 2. Музыкально-ритмические навыки и умения: ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; передать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения хлопками и притопами); выполнять ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана, упражнения на координацию движений, упражнения на расслабление мышц; выполнять упражнения с детскими инструментами; передавать в игровых движениях различные нюансы музыки. 3. Навыки и умения выразительного движения: легко, естественно и непринужденно выполнять элементы танца по программе: шаг на носках, шаг польки, широкий и высокий бег, сильные поскоки, боковой галоп; передавать в игровых, плясовых движениях различные нюансы музыки – напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; выразительно действовать с воображаемыми предметами; придумывать варианты к играм и пляскам; самостоятельно искать способы передачи в движении музыкального образа; выражать свои впечатления от танцевальной музыки в движениях или рисунках; сохранять правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, правильно распределяя дыхание; исполнять танцевальные движения индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий; выполнять танцевальные движения: шаг с притопом; приставной шаг с приседанием; пружинящий шаг; боковой галоп; переменный шаг; национальные присядки; простейшие дроби; вертушки и кружения; выразительно и ритмично исполнять танцы согласно репертуарного плана; 12 выразительно и ритмично исполнять движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами, ложками, веерами и др.); выполнять упражнения народно-сценического и классического экзерсиса; выполнять «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение»; выполнять элементы классического и народно-сценического урока; выполнять элементы русской пляски, русские народные танцы «Коробейники», «А я по лугу гуляла»; исполнять: «Фигурный вальс», «Самба», «Полонез», «Рок-н-ролл», «Танго»; исполнять хореографические композиции: «Не боимся мы дождя», «Пришла Зима», «Красная ромашка». В конце обучения появляется возможность создания танцевального репертуара, построенного на характерных элементах и движениях танца. Танец должен исполняться музыкально, выразительно, синхронно. Дети должны иметь навык благородного, вежливого обращения к партнеру; иметь представление о народных танцах. Система определения результатов деятельности воспитанников при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используются следующие формы: открытое занятие; творческое занятие. 1.6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ДИАГНОСТИКА) В ходе реализации программы регулярно проводятся отчетные концерты для родителей и сверстников, дети выступают на открытых мероприятиях (календарные праздники). Все это позволяет воспитанникам почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию творческого потенциала. По результатам деятельности в течение года трижды проводится диагностика освоения программы (начальная, промежуточная, итоговая), выявляется их уровень успешности, что позволяет анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с детьми, проводить их корректировку. Описание диагностики хореографических способностей по методике Э.П.Костиной. Обследование детей прослеживается на занятиях по хореографии. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкальноритмических упражнений, манера и характер исполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка. Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки хореографических способностей по 3-балльной шкале. 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает. Высоким результатом хореографических способностей детей можно считать средний балл от 2,3 до 3. 13 Средний уровень от 1,5 до 2,2 балла. Низкий уровень 1,4 балла и ниже. По результатам диагностики определяются дети, кому необходимы индивидуальные занятия по хореографии. Мониторинг распределяется по оценочным таблицам. Результаты (высокий, средний, низкий) оценивается по показателям качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности: 1. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. 2. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. 3. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок. Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности (по Э.П.Костиной) Творческая импровизация в свободной пляске. Творческая импровизация передачи игрового образа. Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. Наличие развитого чувства ансамбля. Выразительность исполнения музыкальноритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. Восприятие ориентировки в пространстве. Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных. I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. Ф.И.О. детей III. Наличие творчества в II. Интерес и потребность к исполнении исполнению музыкальновыразительности ритмических движений. фик. движений игр и плясок. 14 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень основных видов деятельности обучающихся в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Изостудия» и объёма учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня после дневного сна. В летний период занятия не проводятся. Тема Младший дошкольный возраст (3-4 лет) Всего Теоретические Практические занятия часов занятия (художественное (лепка изделия) оформление) 1 1 0 20 2 18 Вводное занятие Азбука музыкального движения Партерная гимнастика 15 3 Играя, танцуем 15 1 Основные танцевальные 15 6 движения Репетиционно-постановочная 5 1 работа Выступления 1 0 ИТОГО 72 14 Средний дошкольный возраст (4-5 лет) № № Тема Всего Теоретические часов занятия (лепка изделия) 1 Вводное занятие 1 1 2 Азбука музыкального 21 3 движения 3 Партерная гимнастика 15 3 4 Играя, танцуем 15 1 5 Основные танцевальные 15 6 движения 6 Репетиционно-постановочная 4 1 работа 7 Выступления 1 0 Всего 72 15 Старший дошкольный возраст (5-6 лет) № Тема Всего Теоретические часов занятия (лепка изделия) 12 14 9 4 1 58 Практические занятия (Художественное оформление) 0 18 12 14 9 3 1 57 Практические занятия (Художественное оформление) 15 1 2 3 4 5 6 7 № Вводное занятие 1 1 Азбука музыкального 20 2 движения Партерная гимнастика 15 2 Играя, танцуем 15 2 Основные танцевальные 17 4 движения Репетиционно-постановочная 3 1 работа Выступления 1 0 Всего 72 22 Старший дошкольный возраст (6-7 лет) Тема Всего Теоретические часов занятия (лепка изделия) 0 18 13 13 13 2 1 50 Практические занятия (Художественное оформление) 1 Вводное занятие 1 1 0 2 18 2 16 3 Азбука музыкального движения Партерная гимнастика 15 2 13 4 Играя, танцуем 15 2 13 5 Основные танцевальные движения Репетиционно-постановочная работа Выступления 20 4 16 2 1 1 1 0 1 Всего 72 12 60 6 7 2.2. Календарный учебный график Структурный элемент (период) Начало Окончание Количество недель Учебный год 1 сентября 31 мая 36 Длительность условного часа образовательной деятельности по ДОП Количество условных часов в неделю Общее астрономическое время в неделю Младшая группа, 3-4 года 15 минут Средняя группа, 4-5 лет 20 минут Старшая группа, 5-6 лет 25 минут Подготовительн ая группа, 6-7 лет 30 минут 2 2 2 2 30 минут 40 минут 50 минут 60 минут 16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации данной программы необходимо следующее: Занятия хореографией должны проходить в просторном, проветренном зале. При занятиях зеркало помогает проверить правильность выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Оно отмечает и ошибки, и достижения. Обувь должна быть легкой, облегчающей свободу движений (балетки). Форма для занятий должна быть удобной и не стеснять движений (лосины и купальник). Волосы аккуратно причесаны и собраны в пучок. Занятие должно проводиться под аккомпанемент, что способствует музыкальному образованию детей. Для эффективной работы необходимо использовать пример педагога, использование фонотеки, электронных носителей с записью музыкальных инструментов, видеоматериал, наглядные пособия в виде стендов с рисунками, изображающими позиции ног и рук, использование интернет-технологий (работа с музыкальными сайтами, подготовка презентаций, информация о конкурсах и концертах, поиск литературы по программе). Формы занятий: традиционное занятие; комбинированное занятие; практическое занятие; игра, праздник, конкурс, фестиваль; творческая встреча; репетиция; концерт, открытый урок. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная; в парах; групповая; индивидуально–групповая; ансамблевая. Приемы и методы организации образовательного процесса: словесный (устное изложение, беседа и т. д.); наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом); практический (упражнения). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Приемы: игра; беседа; показ видеоматериалов; показ педагогом; наблюдение. 17 Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий: Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов. Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий: музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкальноритмических навыков и навыков выразительного движения; пляски: парные, народно-тематические; игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические; хороводы; построения, перестроения; упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.; задания на танцевальное и игровое творчество. Структурные части занятия: I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия. II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия. III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты. Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры. Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке. Режим занятий: Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по одному учебному часу. Длительность одного учебного часа детей 5–6-и лет составляет 25 мин., для детей 6–7-и лет составляет 30 мин. Методы, используемые педагогом для реализации ДОП: Метод музыкального движения (Метод Айседоры Дункан) применяется, в основном, на начальной стадии усвоения программы, когда дети знакомятся с музыкой, ритмом и, опираясь на свои внутренние эмоциональные ощущения, возникшие при прослушивании музыки, пытаются выразить свое настроение свободными танцевальными движениями. Музыкальное движение – это метод музыкального воспитания, личностного развития и обучения свободному танцу. Он одинаково пригоден как для детей, так и для взрослых (метод адаптирован для разных возрастных групп) и рассчитан, главным образом, на здоровых людей, хотя есть успешные попытки применить его элементы в работе с проблемными детьми, например, страдающими аутизмом. Занятия проходят в группах, всегда под живую музыку (инструментальную или вокальную). В качестве музыкального материала используются специально подобранные фрагменты классических произведений и народных песен (музыка может быть разной, но исторически метод был разработан именно на таком музыкальном материале). 18 От занимающегося требуется двигаться только вместе с музыкой: начинать движение с её началом и заканчивать точно с окончанием. Движение должно отражать характер музыкального фрагмента – контрастность, текучесть, порывистость и т.д., - иначе говоря, занимающийся должен найти в музыке угадывающееся там движение. Как показывает практика, почти никто из новичков это сделать не может; для обучения способности «двигаться в музыке» создатели метода разработали специальный тренаж: отобраны такие музыкальные фрагменты, в которых двигательный характер музыки проявляется особенно явно, и найдена пластическая форма, точно отражающая все особенности данного музыкального произведения. Правильное выполнение упражнения заключается не в копировании двигательной формы, а в её воссоздании, для чего занимающийся должен услышать, прочувствовать и присвоить – «взять внутрь» - музыкальное произведение со всеми его особенностями. Только тогда пластический жест занимающегося совпадет с музыкальной интонацией произведения и отольется в эстетически совершенную и эмоционально убедительную музыкальнодвигательную форму. Задача эмоционального выслушивания музыки и перевода её в движения собственного тела служит импульсом для развития музыкальности и личностного роста. Упражнения тренажа разделены по уровню сложности на три группы – от таких, в которых связь музыки с движением лежит на поверхности, до тех, где она не очевидна. Поднимаясь с одного уровня на другой, занимающийся в одно и то же время осваивает содержание все более сложных музыкальных фрагментов и овладевает более сложными движениями. Важной частью метода являются самостоятельные работы занимающихся – их собственная пластическая интерпретация предлагаемых музыкальных произведений. В созданной Гептахором пластике подчёркиваются центральные характеристики музыки – дыхательность, текучесть, пружинность. Метод, первоначально созданный как часть музыкального воспитания, используется также в танцевальных практиках, в особенности для обучения двигательной импровизации и свободному, или пластическому танцу. Метод хореокорреции - это метод, позволяющий проводить коррекцию фигуры с помощью физических упражнений, при которых тело приобретает правильную и красивую форму, становится подтянутым. Происходит формирование осанки, профилактика плоскостопия. Коррекция фигуры сопровождается снижением избыточного веса, а также поднятием жизненного тонуса, хорошим настроением ребенка. Все это достигается благодаря объединенной музыкально-хореографической методике, в веселой, доброжелательной атмосфере, c опытными педагогами. Педагог подбирает специальную систему упражнений для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, опираясь на данные медицинских обследований. Методика партерного экзерсиса – упражнения на полу. Методика используется с целью помочь формированию скелетно-мышечного аппарата ребенка, формированию осанки. Пока ребенку еще трудно координировать движения своего тела, включать в работу различные группы мышц, занятия в положении сидя и лежа облегчают ему эти задачи. Партерный экзерсис позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу 3-х целей: повысить гибкость суставов; улучшить эластичность мышц и связок; нарастить силу мышц. 19 Упражнения партерной гимнастики на первом этапе позволяют: приобрести навыки вытянутого носка, ровного и подтянутого корпуса, дадут первоначальное представление о работе мышц ног, рук, шеи, спины и т.д.; начать работу по исправлению некоторых недостатков в осанке, а именно, асимметрии лопаток, увеличение прогиба в поясничном отделе позвоночника и др. На втором этапе этой разработки заложено развитие двигательных функций (выворотности ног, подъема ног, гибкости корпуса, шага, прыжка). Особенно важно в процессе обучения учитывать физическую нагрузку детей, не допускать перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений, а далее – в танце. Выполняя эти упражнения, необходимо соблюдать следующие правила: 1. Главное – перед началом занятий хорошо разогреться, то есть сделать любые упражнения, пока в мышцах не появится ощущение тепла. 2. Первоначальное обучение упражнениям лучше осуществлять вне занятий, при индивидуальной работе, чтобы помочь каждому ребенку. 3. В процессе обучения каждый ребенок выполняет упражнение в меру своих физических возможностей, но при систематичности занятий, наглядности и поощрениях повышает свои возможности. 4. Обязательно учитывать пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность. 5. Упражнения на гибкость выполнять плавно, без рывков, в медленном темпе. 6. Каждое упражнение выполнять до появления легкой болезненности. 7. Все упражнение направлены на силовую работу различных групп мышц и обязательно должны чередоваться с упражнениями на расслабление. 8. Начинать растягиваться на «выдохе», затем дышать нормально. Заканчивать каждое упражнение «вдохом». Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. 20 3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования: - Наличие зала для проведения занятий. - Акустические колонки, компьютер. - Аудиотека. - Медиатехника. - Зеркало. 3.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Матяшина А.А. Образовательная программа «Путешествие в страну «Хореография».- В кн.: Фольклор. Музыка. Театр.: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Програм.-метод. пособие / Под ред. С И . Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, с. 104-119. - (Воспитание и доп. образование детей). 2. Пряхина О.В. Программа «Пластика движений».- В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 2.- 2-е изд.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 71-73. 3. Ионе Е.А. Образовательная программа «История балета».- В сб.: Образовательные программы дополнительного образования детей. Методическое пособие для образовательных учреждений. Приложение к журналу «Дополнительное образование и воспитание» № 4 (6) 2011, с. 7-39. Специализированная литература: 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии», М., 1999 г. 2. Бекина С. и др. «Музыка и движение», М., Просвещение, 1984 г. 3. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе», Киев, 1998г. 4. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000, с.38. 5. Костровицкая В. «Сто уроков классического танца», С-Пб., 1999 г. 6. Конорова Е. «Хореографическая работа со школьниками», С-Пб., 1998 г. 7. Урунтаева Г. «Дошкольная психология», М., 1996 г. 8. «Эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1985 г. Интернет-ресурсы: 1. http://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_posobi e_quot_ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1- о методике партерного экзерсиса«Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу». 2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии- http://ru.wikipedia.org Каталог спортивных организаций http://sportschools.ru 21