1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада
№521 (далее - Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утвержденной
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №521.
1.2 Настоящее Положение является нормативным актом, регулирующим деятельность
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада
№521 (далее — Учреждения). В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС ДО «при реализации
Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1.2.1 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
1.2.2 оптимизации работы с группой детей».
1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему
сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической диагностики,
обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного
процесса в отношении этого ребенка.
1.3 Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
Учреждения и его филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
1.4 В условиях Учреждения оценка индивидуального развития детей осуществляется во
всех возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
1.5 Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2. Цели и задачи оценки индивидуального развития детей
2.1. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в
двух формах диагностики – педагогической и психологической. Участие ребенка в
2
психологической и логопедической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
2.2. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий
для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка
проводится педагогическими работниками.
2.3. Цель психологической диагностики: выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения
и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
2.4. Задачи:
- индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция
особенностей его развития);
- оптимизация работы с группой детей.
2.5. Правила проведения психологической диагностики: используется при необходимости:
при обращении родителей (законных представителей) ребенка или по решению психологопедагогического консилиума Учреждения; проводится квалифицированным специалистом
– педагогом-психологом; допускается только с согласия родителей (законных
представителей) детей; результаты используются для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка.
2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются:
комплексность, непрерывность, диагностичность (наличие критериев), уровневость,
доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников,
педагогов (непосредственно работающих с ребенком).
2.7. Педагогическая диагностика: позволяет фиксировать уровень актуального развития
дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка
направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс
без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному
возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку
изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в основной
образовательной программе дошкольного образования (адаптированной образовательной
программе дошкольного образования) целевые ориентиры, но не использует их в качестве
основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание
результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования, а так
же через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в
течение всего времени пребывания в Учреждении.
3.2 Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется путем наблюдений,
анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, непосредственного общения,
создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, организуемых воспитателями всех
возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
3.3 Результаты наблюдений заносятся в единую форму «Карты развития детей». Карты
развития детей от 0-3 лет; от 3-7 лет разработаны ООО «Издательство «Национальное
образование», 2020 г., авторы В.К. Загвоздкин, И.Е. Федосова, автор-составитель Е.Ю.
Мишняева. Карту развития необходимо заполнять регулярно.
3
3.4 Карты развития представляют собой комплекты бланков для фиксирования
результатов наблюдений с перечнем умений и навыков детей и выделенными возрастными
периодами их первого проявления. Перечень структурирован по пяти образовательным
областям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому и физическому.
3.5 «Карты развития детей» рекомендованы для педагогов дошкольного образования,
руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере
дошкольного образования, родителей и других лиц, заинтересованных в детском развитии.
3.6 При работе с картой педагог:
- фиксирует «период устойчивого начала» проявления того или иного признака развития
отметкой в ячейке соответствующей возрасту ребенка на этот момент;
- записывает краткие выводы и рекомендации о том, на что нужно обратить особое
внимание в развитии ребенка;
- использует карты развития при планировании образовательного процесса, а так же в
беседах с родителями (законными представителями).
3.7 В конце образовательного периода, педагоги сопоставляют полученные результаты с
начальными
данными
и
делают
вывод
о
наличии
либо
отсутствии
положительной/отрицательной динамики – «шагах развития». Результаты оценки
индивидуального развития (педагогической диагностики) предоставляются воспитателями
всех возрастных групп и специалистами Учреждения старшему воспитателю.
3.8. Оценка индивидуального развития осуществляется в течение времени пребывания
ребёнка в Учреждении (с 7.30 до 18.00, исключая время, отведённое на сон).
4. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка
4.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях
педагогического совета, психолого-педагогического консилиума в Учреждении.
4.2 Воспитатели всех возрастных групп, специалисты в конце года сдают результаты
проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами старшему
воспитателю, который осуществляет сравнительный анализ педагогической диагностики,
делает вывод, определяет рекомендации педагогическому проектированию и доводит до
сведения педагогов на итоговом педагогическом совете.
4.3 Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития
оформляются в единую справку и хранятся в методическом кабинете Учреждения.
5. Контроль
Контроль проведения педагогической диагностики (оценки индивидуального развития)
осуществляется должностным лицом, исполняющим обязанности заведующего, и старшим
воспитателем в ходе текущего, тематического и оперативного контроля, посещения
образовательных мероприятий, режимных моментов и других видов совместной
деятельности педагога и воспитанников, проверки документации.