Дополнительная общеобразовательная программа Развивайка 5-6 лет

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи

4

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

5

1.4. Возрастные особенности обучающихся

6

1.5. Планируемые результаты реализации дополнительной
программы

7

Содержательный раздел

9

2.1. Содержание программы

9

2.

2.2. Учебный план образовательной деятельности с детьми
5-6 лет

10

2.3. Тематическое планирование

12

2.4. Календарный учебный график

13

Организационный раздел

14

3.

3.1. Материально-техническое обеспечение
4.

Список литературы

14
15

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими
нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
• Конвенция о правах ребенка ООН;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования"
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
• Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 07
февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О контроле и надзоре за деятельностью
дошкольных образовательных учреждений»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин
2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);
• СанПин 2.4.23648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28);
• Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека от 19 декабря 2013 г. № 68,
зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г., рег. № 31209 «Об
утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным
группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»
• Устав МБДОУ - детский сад № 521
• Образовательная программа МБДОУ - детский сад № 521
Рабочая программа «Развивайка» для дошкольников 5-6 лет
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
3

государственного стандарта начального общего образования второго
поколения.
Общая цель курса: подготовить в ходе дошкольного обучения
функционально - грамотную личность как показатель качественного
обучения, обеспечить у будущего школьника готовность к дальнейшему
развитию, которая понимается как «система свойств и качеств личности
школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного
развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при
переходе од одного возрастного периода к следующему». Одним из способов
достижения этой цели – это создание непрерывного звена «детский садшкола».
Применительно к обучению родному языку под непрерывностью мы
понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении
всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и
обеспечивающих постоянное продвижение ребенка вперед на каждом из
последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе «
детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. При этом
авторы отдают себе отчет в том, что готовность к школьному обучению
определяется не умением ребенка читать и писать, а тем в какую
деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведется
по четырем основным линиям определяющим его готовность к школьному
обучению:
 линия формирования произвольного поведения;
 линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
 линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения
других людей;
 линия мотивационной готовности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы – от 5 лет (старшая группа) до 6 лет.
Форма обучения – очная. Язык обучения – русский.
Объем реализации программы
Продолжительность обучения – 1 год.
Объем учебной нагрузки по ДОП «Развивайка» - 72 часа в год, всего по
программе предусмотрено 72 учебных часов.
1.2. Цель и задачи:
Особенностью программы является использование элементов
логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме.
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных
качеств.
Задачи обучения:
4

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу
обучения;
2. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления,
умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
3. Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;
4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения,
вариативности мышления;
5. Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе,
взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать внимательно,
сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
6. Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения
видеть мир глазами другого человека.
7. Развитие умений говорения и слушания, говорения, слушания и
чтения;
8. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи
окружающих;
9. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
развитие
грамматического строя речи, умений связной речи и речи
окружающих с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка;
10. Развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом,
словом, словосочетанием, предложением;
11.Развитие звуковой культуры речи.
12. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях
действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Важнейшей составляющей педагогического процесса является
личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Программа базируется на следующих принципах
• непрерывности развития ребенка;
• общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и
способностей;
• развития творческих способностей у детей;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой
деятельности, как активного субъекта познания;
• развития и укрепления здоровья личности;
• развития духовно-нравственных убеждений личности;
• развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
• единство развития, обучения и воспитания;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;
5

• уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий,
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• систематичность и последовательность занятий; наглядность.
1.4. Возрастные особенности обучающихся
Программа «Развивайка» предусматривает раскрытие термина «слово»,
развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата,
формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к
овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие
координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами
письма, тренировку мелкой моторики.
У детей 6-го года жизни продолжается работа по развитию
фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими
умениями. Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе
продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности
(измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин
«слог» и графическая запись слогового деления, которая используется
наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушкамизаместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в
словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в
слове. Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией
звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь
одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и
т. п.).
При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям
несложно догадаться, какой звук «хитрит».
Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной
характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат
различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя
«волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при
произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие»
(гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение –
красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие
согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их
произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся
понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и
зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы
звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ
материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его
помощью они самостоятельно строят условно-символические модели
различной сложности.
6

В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и
элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники
уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.
Графические умения формируются в процессе специальных
упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики,
солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному
образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или
цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят
прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают
в ограниченном пространстве и с выходом за него.
Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами
грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого
воображения и пространственных представлений.
1.5. Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом
дошкольного
образования
к
целевым
ориентирам
образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
– владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
– достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
– ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями
детской литературы.
Промежуточные планируемые результаты 5 – 6 лет являются
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
-свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций,
чувств;
-в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые
высказывания.
7

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи
– диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
-использует разнообразную лексику в точном соответствии со
смыслом;
-использует сложные предложения разных видов, разнообразные
способы словообразования;
-способен правильно произносить все звуки, определять место звука в
слове;
-составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору
картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
-дифференцированно использует разнообразные формулы речевого
этикета;
-умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание
сверстника.
Развитие литературной речи:
-способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения,
читать стихи по ролям;
-способен под контролем взрослого пересказывать знакомые
произведения, участвовать в их драматизации.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса:
-эмоционально
реагирует
на
поэтические
и
прозаические
художественные произведения;
-называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;
-способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания
персонажей;
-знаком с произведениями различной тематики, спецификой
произведений разных жанров;
-знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала
(А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К.
Татьяничева и др.).
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
-способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой
структуры;
-способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные,
твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный
гласный звук);
-правильно употребляет соответствующие термины.

8

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Основной целью обучения является работа над звуковой культурой
речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по
звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи,
которая ведётся по всем направлениям.
1. Звуки
Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами
артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному
обозначению.Акустические характеристики звука (согласные и гласные
звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные). Выделение в слове
гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
положения звука в слове;
2. Звуковой анализ состава слогов и слов.
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых
обозначений.
3. Слоги
Раскрывается понятие «слог»;слоговой анализ слов; подбор слов на
заданное количество слогов;выделение в словах первого и последнего
слогов;подбор слов на заданный слог;составление прямых и обратных
слогов.
4. Слова
 выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
 составление слова из звуков и слогов;
 из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
 изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения
звуков или слогов
 выявление повторяющихся в словах
слогов с последующим их
добавлением к другим словам;
 восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в
структуре слова;
 последовательное преобразование слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5. Буквы
 знакомство с буквами
 дифференциация понятий «звук» и «буква»;
 согласные и гласные буквы;
 соотнесение букв и звуков.
 Связная устная речь.
 Обучение ответам на вопросы диалогической речи;

9

 Обучение составлению предложений, распространению предложений,
добавлению недостающих слов;
 Обучение подробному пересказу текста;
 Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по
серии картинок.
6. Целенаправленную работу по развитию мышления, внимания,
памяти.
Выявление признаков сходства и различия между двумя и более
предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов;
выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы;
выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе;
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине.
Составление комбинированного рассказа. Пересказ текста
Занятия строятся в занимательной игровой форме с использование
дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым
анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием
в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает
детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные вывод,
учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных
вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная
ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка,
на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и
формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
2.2.
Учебный
план
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Учебный план является нормативным актом, устанавливающим
перечень основных видов деятельности обучающихся в рамках
дополнительной общеразвивающей программы «Развивайка» и объёма
учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности.
Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня
после дневного сна.
В летний период занятия не проводятся.
№
п/п
1

Тема

Теоретическ Практические
Всего часов ие занятия
занятия

Изучение развития фонематического
слуха и речевого внимания

2

2

-

2

Закрепление представления детей о слове.

2

1

1

3

Закрепление умения интонационно
выделять звук в слове, различать на слух
твердые и мягкие согласные звуки
Деление слов на слоги дву- и
трехсложные слова, познакомить с
термином «слог»
10

2

-

2

4

2

2

4

7

Составление предложения из двух слов,
называть первое, второе слово.
Составление схемы звукового состава
слова
Знакомство со схемой звукового состава

4

2

2

8

слова, нахождение одинаковых звуков в
словах; знакомство со словоразличительной ролью звука
Гласные звуки

4

2

2

9

Гласные и согласные звуки

4

2

2

10

Твердые и мягкие согласные

8

4

4

11

Закрепление умения проводить звуковой
анализ слов, различать гласные и
согласные, твердые и мягкие согласные
звуки
Словесное ударение. Закрепление умения
детей делить слова на слоги;

8

4

4

8

4

4

13

Ударный гласный звук. Подбор слов с
заданным ударным гласным звуком.

8

4

4

14

Звуковой анализ слов. Ударные и
безударные звуки, твердые и мягкие
согласные звуки.
Всего

8

4

4

72

36

5
6

12

11

4

2

2

6

3

3

36

2.3.Тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия, задачи

1

сентябрь
Изучение развития фонематического слуха и речевоговнимания

2

Закрепление представление детей ослове.

3

Закрепление умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух
твердые и мягкие согласныезвуки

4

5

Деление слов на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить
стермином«слог»
октябрь
Составление предложения из двух слов, называть первое, второеслово.

6

Схема звукового состава слова

7

Схема звукового состава слова

8

Схема звукового состава слова

9

ноябрь
Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых
звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука

10

Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых
звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука

11

Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых
звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука

12

Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых
звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука
декабрь

13 Гласные звуки
14 Гласные звуки
15 Гласные и согласныезвуки
16 Гласные и согласныезвуки
январь
17 Твердые и мягкиесогласные
18 Твердые и мягкиесогласные
19 Твердые и мягкиесогласные
20 Твердые и мягкиесогласные
февраль
12

Дата

21 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать
гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки
22 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать
гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки
23 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать
гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки
24 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать
гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки
март
25 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги;
26 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги;
27 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги;
28 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги;
29

апрель
Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком.

30

Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком.

31

Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком.

32

Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком.
май

33 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие
согласныезвуки.
34 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие
согласныезвуки.
35 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие
согласныезвуки.

2.4. Календарный учебный график
Структурный
элемент (период)

Начало

Окончание

Количество недель

Учебный год

1 сентября

31 мая

36

Длительность
условного
часа
образовательной деятельности по ДОП
Количество условных часов в неделю/в месяц
Общее астрономическое время в неделю
13

Старшая группа,
5-6 лет
25 минут
2/8
50 минут

3. Организационный раздел
Основной деятельностью детей в предшкольном образовании
остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в
создании
образовательной
среды,
способствующей
социальному,
нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской
индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов.
Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом
стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего
мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для
которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным
руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает
способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы предлагаем
следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки.
3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
1. Бортникова Е. Чудо-обучайка. Составление рассказа по картинке.46 лет.
2. Изучаем грамоту. Гаврина С.Е., КутявинаН.Л.,Топоркова И.Т.,
Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с
заданиями для развития детей в 2 частях.
3. Н.С.Жукова Букварь /пособие по обучению дошкольников
правильному чтению/

14

4. Список литературы
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН
РСФСР, 1960.
2. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Издательский
дом Ш. Амонашвили, 1996.
3. «Первое сентября» - метод.газета для учителей начальной школы.Изд.дом «Первое сентября»,-№6,2011г
4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.Волгоград: Учитель,2006

15


Наверх

Информация о состоянии детского дорожного травматизма на территории г. Екатеринбург за 3 месяца 2024 года

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Анализ ДТП.pdf (скачать)
ГИБДД СООБЩАЕТ за 3 месяца 2024г.pdf (скачать)
инф.бюллетень за 3 месяца 2024г.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».