СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Цель и задачи 4 1.3. Принципы и подходы к формированию программы 5 1.4. Возрастные особенности обучающихся 6 1.5. Планируемые результаты реализации дополнительной программы 7 Содержательный раздел 9 2.1. Содержание программы 9 2. 2.2. Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-6 лет 10 2.3. Тематическое планирование 12 2.4. Календарный учебный график 13 Организационный раздел 14 3. 3.1. Материально-техническое обеспечение 4. Список литературы 14 15 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: • Конвенция о правах ребенка ООН; • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2014 г. № 08-10 «О плане действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382 «О контроле и надзоре за деятельностью дошкольных образовательных учреждений» • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26); • СанПин 2.4.23648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 декабря 2013 г. № 68, зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г., рег. № 31209 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» • Устав МБДОУ - детский сад № 521 • Образовательная программа МБДОУ - детский сад № 521 Рабочая программа «Развивайка» для дошкольников 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального 3 государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Общая цель курса: подготовить в ходе дошкольного обучения функционально - грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у будущего школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как «система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе од одного возрастного периода к следующему». Одним из способов достижения этой цели – это создание непрерывного звена «детский садшкола». Применительно к обучению родному языку под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение ребенка вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе « детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. При этом авторы отдают себе отчет в том, что готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям определяющим его готовность к школьному обучению: линия формирования произвольного поведения; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности; линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей; линия мотивационной готовности. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 5 лет (старшая группа) до 6 лет. Форма обучения – очная. Язык обучения – русский. Объем реализации программы Продолжительность обучения – 1 год. Объем учебной нагрузки по ДОП «Развивайка» - 72 часа в год, всего по программе предусмотрено 72 учебных часов. 1.2. Цель и задачи: Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой предупреждение ошибок в чтении и письме. Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Задачи обучения: 4 1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; 2. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; 3. Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование; 4. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления; 5. Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия; 6. Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека. 7. Развитие умений говорения и слушания, говорения, слушания и чтения; 8. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; 9. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи и речи окружающих с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка; 10. Развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением; 11.Развитие звуковой культуры речи. 12. Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы Важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций. Программа базируется на следующих принципах • непрерывности развития ребенка; • общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; • развития творческих способностей у детей; • развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; • развития и укрепления здоровья личности; • развития духовно-нравственных убеждений личности; • развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. Основными принципами подготовки к обучению являются: • единство развития, обучения и воспитания; • учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; 5 • уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • комплексный подход при разработке занятий, • вариативность содержания и форм проведения занятий; • систематичность и последовательность занятий; наглядность. 1.4. Возрастные особенности обучающихся Программа «Развивайка» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом. Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. У детей 6-го года жизни продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями. Развитие фонематической стороны речи. В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами). Вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления, которая используется наравне с хорошо знакомыми детям по средней группе игрушкамизаместителями. Дети продолжают интонационно выделять заданные звуки в словах, подбирать слова на определенный звук, вычленять первый звук в слове. Параллельно детей знакомят со смыслоразличительной функцией звука: объясняют, что некоторые слова отличаются друг от друга лишь одним звуком (дом – сом, врачи – грачи, раки – маки, лев – лес, лук – жук и т. п.). При этом слова даются в стихотворном контексте, поэтому детям несложно догадаться, какой звук «хитрит». Звуковой анализ предполагает различение звуков по их качественной характеристике: гласные, твердые и мягкие согласные. Сначала детей учат различать гласные и согласные звуки. Дошкольники открывают для себя «волшебные» звуки, которые можно петь, долго тянуть голосом, при произнесении которых воздух свободно выходит изо рта. Это «поющие» (гласные) звуки. Вводится термин «гласный звук» и его обозначение – красная фишка. Чуть позже детей знакомят с делением на твердые и мягкие согласные звуки. Дети отмечают, что эти звуки нельзя пропеть, при их произнесении воздух встречает преграды (язык, зубы, губы). Вводятся понятия «твердые» и «мягкие согласные» и их обозначения – синие и зеленые фишки. При этом дидактический материал (картинки-схемы звукового состава слов, фишки, указки) делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям дошкольного возраста. С его помощью они самостоятельно строят условно-символические модели различной сложности. 6 В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети фломастером или цветным карандашом обводят внешние контуры предметов, проводят прямые, замкнутые и прерывистые линии, выполняют штриховку, работают в ограниченном пространстве и с выходом за него. Работа по развитию звуковой стороны речи и овладению основами грамоты способствует развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений. 1.5. Планируемые результаты реализации программы В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: – владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; – проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: – достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; – ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; знаком с произведениями детской литературы. Промежуточные планируемые результаты 5 – 6 лет являются Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: -свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств; -в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания. 7 Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности: -использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом; -использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования; -способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове; -составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Практическое овладение воспитанниками нормами речи: -дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета; -умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника. Развитие литературной речи: -способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям; -способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса: -эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения; -называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы; -способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей; -знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров; -знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.). Формирование звуковой аналитико-синтетической активности: -способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры; -способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); -правильно употребляет соответствующие термины. 8 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание программы Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям. 1. Звуки Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные). Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных. Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; 2. Звуковой анализ состава слогов и слов. «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений. 3. Слоги Раскрывается понятие «слог»;слоговой анализ слов; подбор слов на заданное количество слогов;выделение в словах первого и последнего слогов;подбор слов на заданный слог;составление прямых и обратных слогов. 4. Слова выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; составление слова из звуков и слогов; из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам; восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава. 5. Буквы знакомство с буквами дифференциация понятий «звук» и «буква»; согласные и гласные буквы; соотнесение букв и звуков. Связная устная речь. Обучение ответам на вопросы диалогической речи; 9 Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов; Обучение подробному пересказу текста; Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок. 6. Целенаправленную работу по развитию мышления, внимания, памяти. Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе; 7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине. Составление комбинированного рассказа. Пересказ текста Занятия строятся в занимательной игровой форме с использование дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные вывод, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи. 2.2. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень основных видов деятельности обучающихся в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Развивайка» и объёма учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности. Образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня после дневного сна. В летний период занятия не проводятся. № п/п 1 Тема Теоретическ Практические Всего часов ие занятия занятия Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания 2 2 - 2 Закрепление представления детей о слове. 2 1 1 3 Закрепление умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки Деление слов на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог» 10 2 - 2 4 2 2 4 7 Составление предложения из двух слов, называть первое, второе слово. Составление схемы звукового состава слова Знакомство со схемой звукового состава 4 2 2 8 слова, нахождение одинаковых звуков в словах; знакомство со словоразличительной ролью звука Гласные звуки 4 2 2 9 Гласные и согласные звуки 4 2 2 10 Твердые и мягкие согласные 8 4 4 11 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги; 8 4 4 8 4 4 13 Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком. 8 4 4 14 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Всего 8 4 4 72 36 5 6 12 11 4 2 2 6 3 3 36 2.3.Тематическое планирование № п/п Тема занятия, задачи 1 сентябрь Изучение развития фонематического слуха и речевоговнимания 2 Закрепление представление детей ослове. 3 Закрепление умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласныезвуки 4 5 Деление слов на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить стермином«слог» октябрь Составление предложения из двух слов, называть первое, второеслово. 6 Схема звукового состава слова 7 Схема звукового состава слова 8 Схема звукового состава слова 9 ноябрь Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука 10 Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука 11 Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука 12 Знакомство со схемой звукового состава слова, нахождение одинаковых звуков всловах;знакомство со словоразличительной рольюзвука декабрь 13 Гласные звуки 14 Гласные звуки 15 Гласные и согласныезвуки 16 Гласные и согласныезвуки январь 17 Твердые и мягкиесогласные 18 Твердые и мягкиесогласные 19 Твердые и мягкиесогласные 20 Твердые и мягкиесогласные февраль 12 Дата 21 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки 22 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки 23 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки 24 Закрепление умения проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласныезвуки март 25 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги; 26 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги; 27 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги; 28 Словесное ударение. Закрепление умения детей делить слова на слоги; 29 апрель Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком. 30 Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком. 31 Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком. 32 Ударный гласный звук. Подбор слов с заданным ударным гласным звуком. май 33 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие согласныезвуки. 34 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие согласныезвуки. 35 Звуковой анализ слов. Ударные и безударные звуки, твердые и мягкие согласныезвуки. 2.4. Календарный учебный график Структурный элемент (период) Начало Окончание Количество недель Учебный год 1 сентября 31 мая 36 Длительность условного часа образовательной деятельности по ДОП Количество условных часов в неделю/в месяц Общее астрономическое время в неделю 13 Старшая группа, 5-6 лет 25 минут 2/8 50 минут 3. Организационный раздел Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка организовывается так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы предлагаем следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки. 3.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Бортникова Е. Чудо-обучайка. Составление рассказа по картинке.46 лет. 2. Изучаем грамоту. Гаврина С.Е., КутявинаН.Л.,Топоркова И.Т., Щербинина С.В./ г. Киров, ОАО «Дом печати- ВЯТКА»,2012г. Тетради с заданиями для развития детей в 2 частях. 3. Н.С.Жукова Букварь /пособие по обучению дошкольников правильному чтению/ 14 4. Список литературы 1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 2. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996. 3. «Первое сентября» - метод.газета для учителей начальной школы.Изд.дом «Первое сентября»,-№6,2011г 4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.Волгоград: Учитель,2006 15