1 Общие положения
1.1 Положение об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада
№521 (далее - Положение) определяет комплекс организационных мероприятий по
обеспечению права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному
маршруту (далее – ИОМ) в пределах осваиваемой основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (далее ООП ДО) или адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (далее АОП ДО).
1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьей 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
- Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
– Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
- Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №521
1.3 Положение определяет последовательность действий при составлении
индивидуального образовательного маршрута воспитанника, содержание, порядок его
разработки и реализации в МБДОУ – детском саду №521 (далее – учреждение, детский сад,
ДОО).
1.4. Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь реализации
личностного потенциала ребенка в образовании и обучении. Эта форма организации
обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного
процесса, способствующая реализации личностного потенциала воспитанника:
интеллектуального,
эмоционально-волевого,
деятельностного,
на
выбор
дифференцированного и вариативного образовательного процесса.
1.5. ИОМ разрабатывается для обучающихся с особыми (индивидуальными)
образовательными потребностями:
- с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на
основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением,
в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются
2
повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны
с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству
пропусков ребёнком посещения ДОО;
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ,
развитии, социальной адаптации;
- одаренные обучающиеся.
А также для обучающихся «группы риска»: проявляющих комплекс выраженных факторов
риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне
низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
2. Цели и задачи Положения
2.1 Целью настоящего Положения является обеспечение реализации прав воспитанников в
Учреждении на обучение по индивидуальному образовательному маршруту.
2.2. Задачи организации работы в соответствии с ИОМ:
- создание условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями,
способствующих усвоению ООП ДО или АОП ДО, целенаправленному продвижению в
развитии ребенка с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья каждого воспитанника.
- повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах
развития ребенка и совместной педагогической деятельности с Учреждением.
3. Порядок разработки и реализации ИОМ
3.1 ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная
образовательная программа:
- на основе результатов наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической,
психологической диагностики (с согласия родителей (законных представителей)
воспитанника);
- по запросу родителей (законных представителей) воспитанника;
- на основе заключения территориальной ПМПК;
- на основе заключения психолого-педагогического консилиума детского сада;
- на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка- инвалида,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы.
3.2. Педагогические работники детского сада разрабатывают, корректируют и реализуют
ИОМ, данная функциональная обязанность закрепляется распоряжением должностного
лица, исполняющего обязанности заведующего детским садом.
3.3 Старший воспитатель детского сада осуществляет и координирует работу по
разработке и реализации ИОМ, а также обеспечивает:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанника о возможности
развития воспитанника по ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ в полном объеме;
- взаимодействие участников образовательных отношений по вопросам реализации ИОМ;
- программно-методическое обеспечения ИОМ;
- анализ работы по реализации ИОМ и представление результатов на педагогическом
совете детского сада.
3.4 Должностное лицо, исполняющее обязанности заведующего детского сада, утверждает
ИОМ распоряжением.
3.5 Родители (законные представители) привлекаются к разработке ИОМ, участвуют в
совместной образовательной деятельности:
3
- как субъекты выбора дифференцированного
образования,
предлагаемого
образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению
образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка.
4. Последовательность действий при составлении ИОМ
4.1. Последовательность действий при составлении ИОМ включает следующие этапы:
4.1.1. Этап наблюдения: выявить воспитанников, испытывающих трудности (личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные), а
также воспитанников с высоким интеллектуальным развитием, в том числе имеющих
признаки одарённости.
4.1.2. Диагностический этап: на данном этапе проводится педагогическое и (или)
психологическое диагностирование воспитанников (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей). Психологическую диагностику проводит педагогпсихолог, участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Определение «проблемных» и «успешных» зон
развития педагогами и специалистами учреждения, анализ рекомендаций ПМПК,
индивидуального маршрута реабилитации;
4.1.3. Этап конструирования: цель - построение ИОМ воспитанника на основе выявленных
трудностей и установленных причин этих трудностей, определение методов педагогической и
(или) психологической поддержки, содержания работы. Для воспитанников с высоким
интеллектуальным развитием, в том числе с признаками одаренности, проектирование
мероприятий направленных на развитие способностей.
4.1.4. Этап реализации ИОМ: ИОМ может реализовываться во всех видах деятельности.
4.1.5. Завершающая диагностика: проводится итоговая педагогическая диагностика, анализ
реализации индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
4.2 Корректировка индивидуального маршрута сопровождения ребенка производится после
проведения педагогической диагностики и анализа уровня реализации предыдущего
индивидуального маршрута сопровождения ребенка, либо по рекомендации ППК детского
сада.
4.3. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка хранится в группе у воспитателя в
общей папке педагогической диагностики на каждого воспитанника.
5. Структура и содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанников
5.1 Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка состоит из титульного листа и трёх
взаимосвязанных разделов (Приложение 1)
:
5.5.1 Титульный лист включает в себя наименование учреждения, фамилию, имя ребёнка, срок
реализации индивидуального маршрута сопровождения.
5.5.2 Первый раздел - пояснительная записка, в которой излагается общие сведения о ребёнке
(Ф.И.О. ребёнка, дата рождения, домашний адрес, дата поступления в группу, Ф.И.О.
родителей и других членов семьи); определяются цель и задачи психолого – педагогического
сопровождения; указываются основания для разработки индивидуального маршрута
сопровождения (№» протокола, рекомендации ПМПК, индивидуального маршрута
реабилитации). Пояснительная записка включает в себя заключение по результатам
обследования специалистами учреждения (описание характера имеющихся нарушений у
воспитанника), а также определение ответственных лиц за составление и реализацию
индивидуального маршрута сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления).
5.5.3 Второй раздел – содержание индивидуального маршрута сопровождения воспитанника
включает в себя:
4
- лист медицинского сопровождения с заключениями медицинских специалистов
(отоларинголог, хирург, окулист, участковый педиатр, психиатр, ортодонт). Заключения
специалистов с датой обследования переносятся из диспансерного листа или из школьной
карты ребёнка. Достоверность медицинских данных медицинский работник Учреждения
подтверждает личной подписью;
- лист здоровья, в котором определены показатели здоровья ребенка определенные
медработником и инструктором по физической культуре по следующим показателям: данные
медицинского осмотра (группа здоровья, группа физического развития, «Д»-учет, частота
заболеваний в году); физическое развитие (вес (кг), рост (см), индекс показателя упитанности);
посещение спортивных секций, кружков. С учётом собранной информации медработник даёт
рекомендации и ставит личную подпись;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем – логопедом;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом – психологом;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным руководителем;
- лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по физической
культуре.
Листы индивидуального развития включает в себя описание методов и приёмов работы
педагога во взаимодействии с другими специалистами по пяти образовательным областям
(познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие, социально – коммуникативное развитие). Данные, занесённые в лист
индивидуального сопровождения воспитанника, подтверждаются личной подписью педагога.
5.5.4 Третий раздел. Работа с родителями. В данном разделе родители совместно с
воспитателем и специалистами учреждения определяют направления работы с родительской
общественностью, направленные на преодоление проблемных зон ребенка. В разделе
указываются сроки мероприятий и ответственные лица.
6. Заключительные положения
6.1 Настоящее положение является локальным нормативным актом учреждения и
вступает в силу с даты его утверждения.
6.2 Срок действия данного положения неограничен. При изменении нормативно-правовых
документов в положение вносятся соответствующие изменения.
6.3 Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения
указанных в нём лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу.
5
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
(Фамилия, имя ребёнка)
образовательный период 20 – 20
(срок реализации)
г.г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие сведения о ребёнке
Анкетные данные
Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Домашний адрес
Дата поступления в группу
Мать
Отец
Другие члены семьи
1.2. Цель психолого – педагогического сопровождения:
1.3. Задачи сопровождения:
1.4. Основания для разработки индивидуального маршрута сопровождения (№»
протокола, рекомендации ПМПК)
1.5. Заключение по результатам обследования специалистами МБДОУ (характер
имеющихся нарушений)
1.6. Ответственные за составление и реализацию индивидуального маршрута
сопровождения (Ф.И.О. педагога и направления)
6
2. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Планирование медико – психолого – педагогического сопровождения воспитанника
2.1. Лист медицинского сопровождения
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Заключение
Дата консультации
Рекомендации
специалиста
Отоларинголог
Хирург
Окулист
Участковый
педиатр
Психиатр
Ортодонт
Фельдшер
2.2. Лист здоровья
Фамилия, имя ребёнка
Критерии оценки здоровья
1. Данные медицинского осмотра
1.1. группа здоровья
1.2. группа физического развития
1.3. «Д»-учет
1.4. Частота заболеваний в году
2. Физическое развитие
2.1. вес (кг)
2.2. рост (см)
2.3. индекс показателя упитанности
3. Посещение спортивных секций,
кружков
(
год жизни).
Показатели здоровья
Рекомендации для педагогов:
Фельдшер
2.3. Лист индивидуального сопровождения воспитанника учителем - логопедом
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Направление деятельности учителя – логопеда
Образовательная область.
Методы и приемы
Взаимодействие с другими
педагогами. Формы работы
Динамическое наблюдение
(сентябрь – ноябрь)
Учитель-логопед
7
2.4. Лист индивидуального сопровождения воспитанника воспитателем
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Направление деятельности воспитателя
Образовательная область.
Взаимодействие с другими
Динамическое наблюдение
Методы и приемы
педагогами. Формы работы
(сентябрь – ноябрь)
Воспитатель
2.5. Лист индивидуального сопровождения воспитанника педагогом - психологом
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Направление деятельности педагога – психолога
Образовательная область.
Взаимодействие с другими
Динамическое наблюдение
Методы и приемы
педагогами. Формы работы
(сентябрь – ноябрь)
Педагог-психолог
2.6. Лист индивидуального сопровождения воспитанника музыкальным
руководителем
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Направление деятельности музыкального руководителя
Образовательная область,
Формы работы во
Динамическое наблюдение
взаимодействии со
методы и приемы
(сентябрь – ноябрь)
специалистами
Музыкальный руководитель
2.7. Лист индивидуального сопровождения воспитанника инструктором по
физической культуре
Фамилия, имя ребёнка
(
год жизни).
Направление деятельности инструктора по физической культуре
Образовательная область,
Формы работы во
Динамическое наблюдение
методы и приемы
взаимодействии со
(сентябрь – ноябрь)
специалистами
Инструктор по физической культуре
Фамилия, имя ребёнка
№ п/п
Подпись родителей, дата
3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
(
год жизни).
Содержание
Сроки
деятельности
Ответственный