Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми дошкольного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной и учебной деятельности.
И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, процесс позволяющий всем детям в полном объеме участвовать в дошкольной и школьной жизни.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ОВЗ в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
выявлять особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);
обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в дошкольном образовательном учреждении и социализацию в обществе.
В Учреждении создан психолого-педагогический консилиум, который является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 521, осуществляющих образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ функционируют:
1. "Конструкторское бюро".
2. "Комната развивающих игр".
3. "Научная лаборатория".
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Групповые.
2. Зал для проведения музыкальных занятий.
3. Зал для проведения физкультурных занятий.
4. Кабинеты для дополнительных занятий.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Участники образовательных отношений имеют доступ к информационно-библиотечным ресурсам. В методическом кабинете в наличии собрание книг: учебно-методической, справочной литературы, периодических печатных изданий, детской художественной литературы.
В каждой возрастной группе также имеется в наличии библиотека детской художественной литературы и программно-методическое обеспечение в соответствии с реализуемой образовательной программой..Во всех возрастных группах оформлены книжные уголки с художественной литературой по возрасту детей, иллюстрациями к литературным произведениям, дидактическими играми и пособиями. На сайте детского сада в разделе материально-техническое оснащение размещена информация об имеющихся электронных образовательных ресурсах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации двигательной деятельности используется физкультурный зал и центры двигательной активности в групповых помещениях.
Для всех возрастных группах имеются игровые прогулочные площадки, оборудованные стационарным игровым и физкультурным оборудованием.
Функционирует спортивная площадка.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-методическое обеспечение соответствует требованиям основной общеобразовательной программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем в соответствии со спецификой образовательной программы.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для обеспечения всех видов детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная).
В образовательной деятельности используются следующие средства обучения, предназначенные, в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- печатные (учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал, карточки с заданиями);
- электронные образовательные ресурсы (развивающие комплексы для интерактивной доски, мультимедийное оборудование, обучающие компьютерные презентации);
- аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, обучающие образовательные видеофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты, иллюстрации, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, коллекции, макеты, модели);
- оборудование для экспериментальной деятельности (компас,микроскоп, оборудование для опытнической и экспериментальной деятельности).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание МБДОУ оборудован пандусом,кнопкой вызова сотрудника, просвет входных дверей обеспечивает беспрепятственный проход для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вход на территорию оборудован таблицей с информацией об учреждении шрифтом Брайля.
Остекленные двери оборудованы знаками безопасности "Желтый круг для слабовидящих".
Специальные условия питания
Питание в Учреждении осуществляется согласно утвержденному 10-дневному меню для детей от 3-х до 7 лет с учетом времени пребывания воспитанников в дошкольном учреждении.
Для детей, находящихся в Учреждении в режиме полного дня (10,5 часов), питание организуется по следующему графику: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание в Учреждении регулируется договором с ГАУЗ «Детская городская больница №15 город Екатеринбург».
Медицинский кабинет оснащен необходимым медицинским оборудованием.
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
-обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Оздоровительная работа в режиме дня включает физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание, гимнастику пробуждения, пальчиковые игры, ходьбу по массажным дорожкам, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, занятия физической культурой в зале, на улице, утреннюю гимнастику, динамические паузы и физкультминутки.
Для оздоровления и профилактики заболеваний в Учреждении имеется достаточное количество бактерицидных облучателей для очистки воздуха, увлажнителей воздуха.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении для административного и педагогического персонала предоставлена возможность использования сети Интернет, разработан и функционирует официальный сайт.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Непосредственного доступа воспитанников к электронным образовательным ресурсам не предусмотрено
Официальный сайт дошкольного учреждения оборудован версией для слабовидящих.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В Учреждении в наличии 4 единицы офисной техники; 8 единиц компьютерного оборудования (стационарных компьютеров и ноутбуков); 2 мультимедийных проектора.
Для воспитанников: комплекты мини-роботов "Bee-bot"; комплекты интерактивного развивающего оборудования - интерактивная доска с комплектом интерактивных развивающих и обучающих игр "Волшебная поляна", "Инженерная школа", "Сова", "Копеечка", интерактивный стол-умная песочница, цифровая лаборатория "Наураша", световые столы для рисования песком.